ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ДНИ.РУ

“ЯБЛОЧНАЯ” ИСТОРИЯ УСПЕХА

“ЯБЛОЧНАЯ” ИСТОРИЯ УСПЕХА ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ДНИ.РУ

Больше тридцати лет развивается корпорация Apple. Она изменила целую индустрию, разрабатывая компьютеры, плееры, мобильные телефоны и планшеты. Редакция Дней.Ру предлагает вспомнить, как родилась компания, изменившая мир.

От гаража к миллиардам

История Apple началась в 1976 году в Лос-Альтосе, Калифорния. В гараже, где Стив Возняк и Стив Джобс собирали свой первый компьютер Apple I. Стив Возняк занимался технической частью, а Джобс собирал команду и стремился продавать компьютеры. Тогда Возняк мечтал о революционном компьютере, который будет у каждого. Джобс превратил эту мечту в компанию. Так 3 января 1977 года была официально зарегистрирована компания Apple Computer Inc. Третий сооснователь Apple, Рон Уэйн, нарисовал первый логотип компании – стилизованное изображение Ньютона под деревом с яблоком над головой.

Пытаясь продать первый компьютер, Джобс и Возняк предлагали его различным магазинам. Пока наконец владелец Byte Shop Пол Террел не согласился купить их и не заказал первую партию. Он поставил условие: это должна быть не голая компьютерная плата, а полноценная машина. Возможно, именно это и подтолкнуло компанию делать свои компьютеры целостными машинами, которые не нужно собирать и настраивать.

Стив Джобс: «Люди платят нам за интеграцию, у них нет времени сутки напролет думать, что к чему подключается».

Решив усовершенствовать свое детище, друзья разработали Apple II – компьютер с дисководом, цветным экраном и процессором на тактовой частоте 1 МГц. Для сравнения, сейчас процессор iPhone 5S мощнее процессора компьютера Apple II более чем в 1000 раз. Чтобы продать новый компьютер, друзья обращались ко многим крупным компаниям, но те отказывали в производстве. Наконец им повезло. Венчурный капиталист Армас Клифф «Майк» Марккула помог двум Стивам составить свой бизнес-план, инвестировал 92 000 долларов и обеспечил кредитную линию в 250 000 долларов в Bank of America. Apple II начал продаваться, и на нем появился знаменитый логотип «надкусанное яблоко». Первый вариант логотипа был раскрашен в цвета радуги, показывая, что в компьютере Apple II цветной экран. Все эти успехи позволили компании «выбраться из гаража».

Компания росла, в 1980 году штат насчитывал уже несколько тысяч сотрудников. С тех пор Apple пережила смену нескольких директоров, уход, возвращение и смерть ее основателя Стива Джобса, уход Возняка, разработку и выпуск устройств, перевернувших всю индустрию.

Стив Джобс: «Вы хотите провести остаток жизни, продавая газировку, или хотите изменить мир?»

После исторического посещения компании Xerox PARC в 1979 году Джобс с командой инженеров загорелись идеей компьютера с графическим интерфейсом. «Окна», «панели задач», компьютерная мышь, так привычные нам, только разрабатывались. Началось противостояние между Apple и развивающейся Microsoft. Windows 1.0 была очень похожа внешне на Mac. Но в отличие от Mac «винда» могла быть установлена на любые компьютеры. Билл Гейтс даже подписал соглашение, в котором он обязался не использовать технологии Mac в Windows 1.0. Но о последующих версиях Windows речь не шла. В итоге две компании заключили соглашение о разрешении конфликта вокруг графического интерфейса. Microsoft согласилась выплатить неназванную сумму, чтобы Apple больше не обвиняла ее в краже интеллектуальной собственности.

Посткомпьютерная эра

Осенью 2001 года Apple представила свой mp3-плеер на основе жесткого диска iPod, название которого для многих стало синонимом и заменой слова «mp3-плеер». В апреле 2003 вышла знаменитая реклама «Силуэты», с черными танцующими фигурами людей на ярком цветном фоне. У каждого белый плеер iPod и белые же наушники.

9 января 2007 года на конференции Macworld Expo Стив Джобс объявил, что компания Apple Computer, Inc. переименовывается в Apple Inc, поскольку компьютеры перестали быть единственной сферой деятельности компании. И в конце выступления Стив Джобс представил первый iPhone.

Стив Джобс: «Сегодня мы собираемся заново изобрести телефон».

Описывать внешность iPhone нет смысла, после 2007 года телефоны многих компаний превратились в сенсорные «наладонники» с мультитач дисплеями, мощными процессорами и практически полным отсутствием физических клавиш. iPhone 6 станет уже девятой по счету моделью телефона. Новые iPhone презентуют раз в год и выпускают только по одному телефону. Исключение – 2013 год, когда компания представила сразу два iPhone — 5S и 5C. Для сравнения, только Samsung Galaxy c июня 2009 по июль 2014 был представлен 45 моделями.

На конференции D: All Things Digital Стив Джобс признался, что идея «айфона» изначально пришла от планшетного компьютера.

Стив Джобс: «Скажу по секрету. Вообще-то я начал с планшета. У меня появилась идея избавиться от клавиатуры, чтобы можно было печатать прямо на стеклянном мультитач-дисплее».

Затем возникла идея использовать мультитач, как идеальное управление телефоном. Поэтому сперва был представлен iPhone, и только потом планшетный компьютер iPad.

Роман Apple с голубым экраном

Маркетинговая политика Apple достаточно агрессивна и распространяется на все области повседневной жизни. От «яблока» не удастся укрыться ни дома, ни на улице, ни в кинозале. Началось все в 1984 году, когда Ридли Скотт снял телевизионный ролик, посвященный компьютеру Macintosh. Обыгрывая сюжет антиутопического романа Джорджа Оруэлла «1984», одноименная реклама стала настоящим хитом. С тех пор «яблоко» не сходит с голубых экранов. Запущенная в 1997 году рекламная кампания «Think Different» («Думай иначе») является одной из самых успешных за всю историю.

В области продакт-плейсмента (Product Placement – скрытая реклама на телевидении) Apple прочно занимает лидирующую позицию. Начиная с 2010 года ее логотип так или иначе появляется в 41% самых популярных фильмов и сериалов. Особенно часто в кинофильмах зрители могут увидеть продукты Apple в руках персонажей – от Фореста Гампа и Доктора Хауса до героев «Сумерек» и «Секса в большом городе».

Помимо скрытой рекламы, и о самой Apple снято немало кинокартин. В 2013 году мировой прокат взорвал фильм Джошуа Майкла Стерна с Эштоном Катчером в главной роли – «Джобс: Империя соблазна». Лента о превращении Стива Джобса из своенравного хиппи в соучредителя одной из самых прогрессивных компаний в мире собрала в мировом прокате около 36 миллионов долларов.

Следующим хитом обещает стать картина с незамысловатым названием «Стив Джобс», запланированная Sony Pictures как экранизация написанной Уолтером Айзексоном биографии Джобса со сценаристом и режиссером Аароном Соркином. А начался роман Apple с голубым экраном с «Пиратов Силиконовой долины» – фильма 1999 года о росте «яблочной империи» и компании Microsoft, где роль Джобса сыграл Ноа Уайли.

Кроме того, об Apple и Стиве Джобсе снято сразу несколько документальных фильмов, претендующих на звание культовых. В 1992 году на свет появилась пятисерийная лента «Машина, которая изменила мир» – в третьей серии «Компьютер в мягкой обложке» рассказывается о Джобсе и его роли в первые дни Apple. После триумфа «яблочной империи» в середине нулевых каждый уважающий себя продакшн выпустил по фильму о Джобсе. В 2011 вышли «iГений: Как Стив Джобс изменил мир» от Discovery с Адамом Сэвиджем и Джейми Хайнеманом, а также «Стив Джобс: и еще одно», выпущенный Pioneer Productions.

В России наибольшего успеха достигла документалка «Неизвестный Джобс», освещающая неизвестные стороны жизни основателя Apple от самого популярного среди «яблочных» фанатов сайта AppleInsider.ru. На театральных помостах с 2012 года гремит «Агония и экстаз Стива Джобса» – постановка в нью-йоркском Публичном театре с Майком Дэйзи.

Экономическое чудо Джобса

Компания Apple – лидер мировой экономики. Общая численность персонала компании на 2014 год составляет порядка 80 тысяч человек, выручка за 2013 налоговый год составила 170,91 миллиарда долларов, а чистая прибыль – 37,037 миллиарда долларов. С 1981 года «яблочная империя» увеличила собственную стоимость на 653%. Как полагают участники рынка, бумаги Apple до сих пор обладают отличным потенциалом роста и смогут в ближайшие годы принести инвесторам высокую доходность.

До 1998 года в течение 17 лет ценные бумаги компании двигались в небольшом ценовом коридоре, верхняя граница которого располагалась на уровне 17,9 доллара, а нижняя – на значении 1,44 доллара. Последняя, датированная серединой 1982 года, также является историческим минимумом, достигнутым ценой за всю историю существования акций Apple на бирже.

График акций 1981-2013
график акций 1981-2013

Боковая тенденция с 1998 года продолжалась еще пять лет до середины 2003 года, после чего родился устойчивый восходящий тренд – в результате него до декабря 2007 года стоимость компании выросла в 15 раз. Финансовый кризис 2008-2009 годов остудил бычий настрой «яблочной империи», однако в момент оживления мировой экономики ценные бумаги корпорации взлетели еще в восемь раз. Таким образом, стоимость акций популярнейшей IT-компании проделала путь от четырех долларов в 1981 году до 705 долларов в 2012 году и, скорее всего, это еще не предел.

График акций 2014
График акций Apple 2014

В августе 2012 года Apple стала самой дорогой компанией в истории, побив установленный в декабре 1999 года, на пике технологического пузыря, рекорд Microsoft (он, по данным Standard & Poor’s, составлял 620,58 миллиарда долларов). Через месяц, 21 сентября, сразу после проведения презентации iPhone 5 акции Apple в ходе торгов достигли своего максимума – 705,07 доллара, капитализация составила 662,09 миллиарда долларов. С тех пор она сократилась на 37,6%, или 245 миллиарда долларов, но при этом остается самой дорогой в мире, превышая общую капитализацию ближайших конкурентов Google и Microsoft вместе взятых.

Ласковый диктатор

Репутации многих компаний, организаций и политических партий прочно связаны с их лидерами. К примеру, кто приходит на ум при упоминании партии ЛДПР? Так, для многих Apple созвучна с ее лидером и основателем Стивом Джобсом. Несмотря на то, что «у истоков» стояли несколько человек, первые компьютеры разрабатывал Стив Возняк, а последующие продукты тысячи программистов и инженеров, именно Джобса считают двигателем «яблочной корпорации».

В юности он бросил колледж, путешествовал по Индии и работал дизайнером видеоигр в Atari. В своей работе он постоянно стремился к идеализму, минимализму и простоте. По воспоминаниям коллег, друзей и сотрудников, Джобс был одним из самых требовательных и жестоких лидеров. Он отвергал чертежи внутренних плат компьютера просто потому, что линии на них казались ему недостаточно прямыми.

Джобс всегда стремился произвести впечатление, поэтому даже на презентации Apple II их стенд единственный был обтянут черным бархатом, задник из плексигласа, три единственно работающих компьютера на столе и множество пустых коробок, чтобы показать, что компьютеров гораздо больше. С тех пор все «яблочные» презентации поражают своим размахом и собирают зрителей по всему миру.

В 1985 году обстоятельства и совет директоров вынудили Джобса покинуть Apple, тогда он основал новую компанию Next, а год спустя выкупил у Джорджа Лукаса компанию Pixar. К 1997 году он вернул себе контроль над Apple, сперва вернувшись в качестве советника, а затем снова возглавив корпорацию.

В 2003 году у Джобса диагностировали рак поджелудочной железы. Это оказалась очень редкая форма рака, известная как нейроэндокринная опухоль островковой клетки. Однако Стив Джобс в течение девяти месяцев отказывался от операции, уповая на нетрадиционную медицину: веганская диета, иглоукалывание, траволечение. Он даже обращался к медиуму.

В июле 2004 он наконец согласился на «операцию Уиппла», в ходе которой удалили опухоль, однако в это время уже появились метастазы в печени. Джобс очень сильно похудел и после нескольких продолжительных отпусков по состоянию здоровья 24 августа 2011 года объявил об уходе с поста CEO Apple и объявил своим приемником Тима Кука. 5 октября 2011 года в своём доме в Калифорнии Стив Джобс скончался из-за осложнений, приведших к остановке дыхания.

Всё мировое сообщество скорбело об уходе из жизни великого гения, а официальный сайт Apple в течение двух недель показывал простую страницу с чёрно-белым портретом Стива Джобса, а также его именем и годами жизни.

Сам Стив Джобс всегда рассматривал смерть с философской точки зрения. Если мы смертны, то стоит максимально ценить свою жизнь и делать вещи, которые будут нужны миру.

Стив Джобс: «У нас нет шансов сделать много вещей, каждую из которых можно будет назвать великолепной. Потому что это — наша жизнь. Жизнь коротка, и Вы умираете. Вы знаете это?»

Apple продолжает дело Джобса, выпуская новые телефоны, компьютеры, планшеты, плееры. «Все карты» Apple не раскрывает до последнего, всегда оставляя место воображению.